«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5:16-18), – мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни. Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды? Теперь никаких развлечений?» Но причин для уныния нет.

Богу нужны не желудок и ноги, а наше сердце. Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и наши немощи. Постоянное памятование о Боге будет нашей непрестанной радостью о Нём.

Пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря же за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

И ещё раз, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания. Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата сил.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина.

Во многих приходских храмах Великим постом богослужения совершаются каждый день. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это поможет настроиться на совершенно отличный темп жизни от окружающей действительности.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы. Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы. Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров.

Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно обговорить с духовником. А ещё стоит помнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освящённым маслом с молитвой об исцелении болящих.

Крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, «не щадя живота своего», и гордостью за своё усердие. «Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», – скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Поэтому и хочется напомнить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет. Душеполезно будет почитать Святых Отцов – «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие.

Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним. Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему. Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием.

Нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему: это будет лукавство. Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период. Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдём к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдём во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдём за Ним Крестным путём, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придём к открытому Гробу. Снова, и снова переживём радость: Его нет здесь! Христос Воскресе!